Считается, что японская татуировка появилась примерно в V веке до нашей эры в результате влияния китайской культуры и культуры айнов (соседнего племени или, по другой версии, племени-предка). Сказалось так же влияние искусства японской гравюры. В результате родилось Искусство: оригинальное, символичное, совершенное.
Понятие японской татуировки включает в себя несколько самостоятельных направлений. Ирэдзуми, часто употребляемое как синоним японской тату, на самом деле — одно из направлений. Ирэдзуми — попытка «спрятать» метку преступника стилизацией и введением дополнительных мотивов. В Японии были распространены татуировки-наказания, наносились они чаще всего на открытые части тела, и их пытались скрывать (использовали как основу для создания большей, с множеством разнообразных мотивов, дабы изначальное значение терялось). Гаман — татуировка-символ. Кроме свидетельства о мужестве, терпении и выносливости татуированного, она выполняла множество функций. Она служила для подтверждения знатности происхождения, была клятвой верности. Кукуси-боро, или скрытая татуировка — легендарная, одна из наиболее тайных. Наносилась она путём втирания в надрезы на коже рисовой муки и проявлялась только при возбуждении или после купания. Считается женской татуировкой.
Характерно для японского стиля тату:
- полное покрытие кожи от локтей до середины бедёр, иногда с «пустым» пространством по центру живота и груди. Выполненная, она напоминает форму кимоно. В Японии существовал запрет на обнажение тела, в котором не находили никакой эстетики, а с такой татуировкой человек никогда не был полностью раздет.
-
наличие ярко выраженных мотивов: обычно выделяется один — основной, и большое количество мелких, с помощью которых заполняется вся поверхность кожи. Они часто оплетают и создают фон для ведущего. В качестве второстепенных могут использоваться так же орнаменты (обычно геометрические) и надписи.
-
многоцветность, интенсивность, контрастность цветов (чаще всего встречаются чёрный и красный цвета)
-
выразительность и экспрессия, достигающиеся использованием знаний человеческой анатомии, в первую очередь мышечной ткани (изображение наносится таким образом, что бы создавался эффект движения при работе мышц), вплетения в мотив рисунка частей тела (пупок, ключицы, соски становились элементами общего мотива).
-
подчёркивание контуров: кромки основных мотивов оттенялись либо выделялись декоративным контуром.
-
символизм — практически любой мотив японской татуировки — символ. Наиболее распространённые — дракон (власть и сила; единство противоположностей), хризантема (настойчивость и решительность), карп (мужество, отвага, стоицизм), тигр (бесстрашие), сакура (непрочность жизни и проходящее, неизбежное время).
При нанесении татуировки в Японии принято пользоваться иглами, прикреплёнными к бамбуковым палочкам. Контур наносят при помощи одной-четырёх игл, поверхность изображения заполняют цветом с помощью пучка из тридцати игл («хари»). Весь процесс разделяется на пять фаз:
- «Судзи» — нанесение эскиза композиции;
- «Отсуми» — закрепление контура;
- «Бокаси» — оттенение -наполнение тоном, выполняется пучком игл;
-
«Тсуки-хари» — накалывание отдельных фрагментов, без оттенения; иглы вбиваются сначала лёгким ударом основанием ладони, потом вдавливаются чуть глубже в кожу;
-
«Хане-бари» — нанесение оттенивающих эффектов, в момент нанесения мастер придаёт руке небольшой замах; самое сложное в технике накалывания.
Сегодня классическую японскую татуировку встретить всё сложнее. Современные электрические машинки не позволяют добиться выполнения изображения на том же уровне, но оплатить и выдержать весь процесс нанесения настоящей японской тату сможет далеко не каждый (процесс очень болезненный, требует много времени: иногда около года и может обойтись в несколько тысяч долларов за весь цикл).