Талантливый человек талантлив во всём – объективно столь лестной характеристики достоин отнюдь не каждый артист, а лишь поистине всенародный любимец, который одарённостью, самоотверженным трудом и искренней верой в своё призвание завоевал уважение коллег, доказал свою состоятельность, необходимость и уникальность. Однако подобных слов, вне всякого сомнения, заслужили те активные и целеустремлённые люди искусства, которые реализовали себя максимально многогранно, – например, популярный и один из самых востребованных нынче актёров российского кинематографа, который сумел стать профессиональным режиссёром, актуальным драматургом, остроумным сценаристом, незаурядным журналистом, попробовал себя в роли священника и даже креативного директора (компания мобильной связи «Евросеть», – Иван Охлобыстин.
Иван Иванович Охлобыстин появился на свет 22 июля 1966 года в доме отдыха «Поленово» Тульской области в семье военного врач Ивана Ивановича (1906—1994) и экономиста Алевтины Ивановны. Отец будущего героя светских хроник передал сыну дар предвидения, о котором рассказывает актёр: «Эта способность только мешает. Поскольку я – человек очень реальный, мне даже сложно это произносить. Но у меня иногда бывает, что я вижу человека (но это не все время) — вот я знаю, что человек, например, в скором времени умрет. Иногда у меня жесткое ощущение… У меня друг есть, байкер, мой старинный друг (я ведь байкером когда-то был). И вот почему-то я его вспомнил и нехороший оттенок такой… Я ему посылаю эсэмэску: «Будь осторожнее. Что-то я тебя вспомнил». Через месяц он приезжает и говорит: «Ты представляешь, мы остановились на заправке, попили кофе. Ребята выехали уже, а я за ними должен был, потому что я последним заправлялся. Но из-за твоей эсэмэски на полминуты задержался. И в этот момент — уже на улице не видно было, были сумерки — проносится фура на скорости… Вот если бы я выехал, не читал бы эсэмэску, меня бы просто раздавило». Это неприятное ощущение, когда знаешь то, чего не должен знать. Лучше купировать все это. У отца был феноменальный дар диагноста. Вот доктор Хаус нервно курит по сравнению с ним. Отец – бесстрашный человек. Воевал с испанской войны с генералом Радимцевым. Он – один из таких легендарных… Замечательный…Так вот, у отца был очень своеобразный дар предвидения. Он по человеку все видел, не знаю, как – общее впечатление было. Он никогда не ошибался в диагностике. Вообще никогда! Он мог не знать даже как врач — в те времена часть болезней была не выяснена полностью. Но он понимал, что в этой области что-то не так… Поэтому он был еще очень неплохой хирург. Диагностировал и оперировал сразу. И не боялся этого… Мой папа жил в постоянных разъездах и за все время лишь однажды принял участие в моем воспитании. Мама все выражает бурно, сицилийская женщина такая — долго вдалбливала ему в мозг, что у меня плохие оценки по русскому языку. В итоге папа предпринял решительный поступок — он принес учебник русского языка, по которому я получил двойку, соевый соус и заставил меня сожрать все это дело. И я, еще отрок, в четвертом классе, целый день ел и плакал». Такого от отца Ваня не ожидал. С тех пор оценки по русскому языку у него были замечательные…»
Среднее образование будущая неординарная в мышлении звёзда и надежда российского кинематографа получил в местной школе, где, кстати, вовсе не отличался особыми способностями и успехами ни в точных науках, ни в гуманитарии. Тем не менее, несмотря на простое происхождение, отсутствие артистических навыков, весомых детских достижений на театральных подмостках и родственных или дружеских связей в столичной богеме, по окончанию средней школы Иван Охлобыстин принял решение покорять Москву, начав с поступления во в один из престижнейших актёрских вузов на советских просторах – ВГИК, что, как ни удивительно, провинциальному таланту удалось сделать с первой же попытки (!). К слову, вместе с Охлобыстиным учились и такие ещё тогда надежды, а уже сегодня гордости кинематографа независимой России, как: Фёдор Бондарчук, Тигран Кеосаян, Александр Баширов, Рашид Нугманов, Рената Литвинова и т.д.
Однако весьма перспективному и самоуверенному студенту пришлось прервать учёбу на будущего кумира поколения по причине службы в армии в ракетных войсках в Ростоке-на-Дону. О подобном опыте герой гламурной тусовки вовсе не жалеет, а, напротив, очень благодарен судьбе за подобную возможность познать реальную жизнь русского солдата и после при случае использовать в творчестве. По окончанию службы одарённого и весьма способного студента с чёткой и активной социальной позицией, жизненными принципами Ивана Охлобыстина восстановили во Всесоюзный государственный институт кинематографии, который будущая экранная знаменитость успешно закончил в 1992 году дипломированным режиссёром (мастерская Игоря Таланкина). Хотя ещё во время учёбы состоялся кинодебют актёра в отмеченной на авторитетном кинофестивале «Молодость-91» (Приз за лучшую роль) картине «Нога», работу в которой Иван Иванович и сегодня считает своим лучшим достижением: «Знаете, моя самая любимая – в фильме «Нога» режиссёра Никиты Тягунова. Тяжёлый фильм, мне нелегко его смотреть, потому что я любил Надю Кожушаную и покойного Никиту Тягунова. Лучше Нади никто не писал и пока не пишет (автор сценария военной драмы «Нога»). Тем не менее, приходится признать, что моя самая знаковая роль – это Гера Кремов в «8 с половиной долларов». Фильм, в котором я больше приносил вреда, нежели пользы. Эта картина снималась два года…». Если же вспомнить первый труд Охлобыстина-сценариста, стоит указать на фильм «Урод» (режиссёр – Роман Качанов), что был номинирован на премию «Зелёное яблоко, золотой листок». А дебютной полнометражной работой Охлобыстина в качестве режиссера стала кинолента «Арбитр», просмотр которой в рамках грандиозного сочинского кинофестиваля «Кинотавр» значился в категории «Фильмы для избранных».
В начале смутных и опасных для жизни 90-х годов минувшего века творческая личность и активный общественный деятель Иван Охлобыстин, который уже успел сняться в таких фильмах, как: «Обещаю быть!» (1983), «Маркун» (1989), «Выходец из метро» (1993), «Над тёмной водой» (1993), «Хоровод» (1994), «Мания Жизели» (1995), «Приют комедиантов» (1995), зарекомендовать себя многообещающим режиссёром по таким работам: «Чушь. Рассказ ни о чём» (1988), «Разрушитель волн» (1989) под псевдонимами Леопольд Роскошный, Иван Чужой или Иван Лесничий. А в 1996 году Иван Охлобыстин решил испытать свой талант и на театральных подмостках МХАТа в рамках спектакля по его пьесе «Злодейка, или Крик дельфина» в постановке Михаила Ефремова. Позже во МХАТе был поставлен и второй спектакль Охлобыстина — «Максимилиан-столпник», в 1999 году Качанов экранизировал эту пьесу о новоявленном прорицателе и выпустил под названием «Максимилиан».
Огромное влияние на творческую и личную жизнь, заявления, поведение и мировоззрение известного и яркого актёра оказала православная религия: в 1998 году священник Иоанн вел телевизионную передачу «Канон» (Иван Охлобыстин готовил репортажи из горячих точек воюющей Сербии). А спустя 3 года Охлобыстин рукоположен в священнослужители Ташкенским Архиепископом Владимиром в Ташкентской Епархии, что не помешало продолжить актёрскую профессию, сыграв в таких кинолентах: «Мужчина для молодой женщины» (1996), «Старые песни о главном- 2» (1997), «Кризис среднего возраста» (1997), «Три истории» (1997), «Мама, не горюй» (1997), «Кто, если не мы» (1998), «8 1/2 $» (1999), «Максимилиан» (1999), «ДМБ» (2000), «Вместо меня» (2000), «Любовь.ru» (2000), а также написав сценарии к фильмам «Мытарь» (1997), «Кризис среднего возраста» (1997), «Дух» (1999), «Максимилиан» (1999), «ДМБ» (2000), сериал «ДМБ-002» (2001), «ДМБ-003» (2001), «ДМБ-004» (2001), «ДМБ-снова в бою» (2001) – по мотивам службы в армии автора. Культовой лентой в режиссёрском направлении креатива Ивана Охлобыстина стала кинокомедия «Даун Хаус», а также философская драма «Мусорщик» (режиссёр Георгий Шенгелия). Кроме того, прервать службу в церкви Иван Охлобыстин решил специальным визитом в столицу с целью презентовать свой новый короткометражный фильм о князе Данииле, что изначально должен был войти в цикл тематических передач «Жития святых» (477 серий). Также в знаковом 2001 году Ивана Охлобыстина почтил своим вниманием и тогдашний глава Российской Федерации – Владимир Путин Орденом «За заслуги перед Отечеством» и именными золотыми часами.
Будучи верным священнослужителем в Заяицком храме, в храме Святиля Николая (до 2005 года), в храме на Софийской набережной и в храме Софии Премудрости Божией, где бывает цвет московской интеллигенции (до 2009 года), Иван Охлобыстин продолжал заниматься творчеством, блистательно исполнив разнохарактерные роли в лентах «Чёрная комната» (2001), «Гипноз» (2001), «Заговор» (2007) – в последнем фильм Охлобыстин прекроасно перевоплотился по идее режиссёра Станислава Либина в Григория Распутина, а также написав сценарии к известным российским премьерам типа «Праздник» (2001), «Начало пути» (2002), «Параграф 78: Фильм первый» (2007), «Параграф 78: Фильм второй» (2007), «Антикиллер Д.К: Любовь без памяти» (2008), «Дом Солнца» (2008). Тогда же Охлобыстин был ведущим передачи «Стая» на радиостанции «Русская служба новостей» и колонки в мультимедийном сообществе «Сноб». О совмещении драматургии и служения церкви Иван Охлобыстин рассуждает так: «Как можно совмещать веру и актёрство? А никак! Это всё равно что спрашивать, как можно быть автомобилистом и священником одновременно. Опыт пастырства сделал меня терпеливее и смиреннее. Священник не имеет права отказать человеку в помощи. И когда выслушиваешь один за другим десятки исповедей и понимаешь, что все эти грехи ничто по сравнению с твоими – тебя перестраивает. Ты себя ставишь в свою нишу, на свое место. И люди, общающиеся с тобой, чувствуют, что ты не держишь фигу в кармане, не считаешь себя выше их, а, значит, всегда готов помочь. В христианстве на каком-то этапе обретается очень простая истина: ты не выше и не ниже окружающих – ты другой. Поняв это, начинаешь лучше понимать людей…».
Ноябрь 2009 года выдался весьма напряжённым и ответственным периодом жизни Ивана Охлобыстина, который обратился с просьбой к Патриарху Русской православной церкви Кириллу освободить себя от служения по причине «внутренних противоречий». Уже в феврале 2010 года Иван Охлобыстин снял иерейский крест и священнические одежды. Вскоре на масштабные экраны СНГ вышли картины «Пуля-дура» и «Царь». Иван Охлобыстин: «Да, моя роль юродивого в «Царе» вызвала резонанс, поэтому я посчитал разумным дистанцироваться. Я написал письмо (о временном отстранении от священнослужения), чтобы не будоражить эту клоаку. Люди, которые любят критиковать, осуждать, везде одни и те же. Они ползают из политики в экономику, в религию – им всё равно, что критиковать. Они так самовыражаются. Вот есть тип людей, которые получают удовольствие от удовольствия, а есть те, кто получает удовольствие от слёз. И эти люди, которые не знают меня, не удосужившиеся со мной познакомиться, начинают говорить: всё это страшно, от дьявола. Они не понимают, что осуждение лицедейства ведёт начало от знаменитой работы Иоанна Златоуста о театре…». Позже Иван Охлобыстин радует поклонников своим триумфальным возвращением, которое объясняет банальным недостатком денежных средств для существования на поприще священнослужителя, такими работами: «Шальной ангел» (2009), «Питерские каникулы» (2009), «Фига.Ro» (2009), «Беляев» (2009), «Москва, я люблю тебя!» (2010), «Ирония любви» (2010), «Псевдоним для героя» (2010), «Дом Солнца» (2010), «Чапаев Чапаев» (2010), сериал «Партизаны» (2010).
А вот в 2011 году главная звезда безумно популярного комедийного сериала семейного просмотра «Интерны», где Иван Охлобыстин (автор книги в жанре фантастики «ХIV принцип» – 2005 год) блистательно воплотил роль едкого сатирика заведующего терапевтическим отделением Андрея Евгеньевича Быкова, впервые попробовал себя в озвучивании персонажа Гремучки Джейк в мультфильме «Ранго», напомнив о себе, как о виртуально перевоплощающемся актёре, в картинах «Реальные кабаны» (2010), «Глухарь» (2010), «Поцелуй сквозь стену» (2010), «Служебный роман. Наше время» (2011), «Generation П» (2011), «Суперменеджер, или Мотыга судьбы» (2011).
Совсем недавно (в сентябре 2011 года) непредсказуемому обладателю 9-ти призов за лучшую актерскую роль, 17-ти наград как лучший режиссер и 21-ой премии за великолепные сценарии удалось в очередной раз удивить обожающую сенсации публику официальным заявлением о намерении выдвинуть свою кандидатуру на выборах-2012 на пост Президента РФ от партии «Правое дело» (хотя до этого баллотировался в депутаты Госдумы от партии зелёных «Кедр»), от чего вскоре отказался: «Я не могу быть президентом, но я могу предложить нации вернуть в избирательные бюллетени пункт «против всех «. Или на выборы придет на 12 миллионов россиян меньше». Вообще, по политическим убеждениям член Союза охотников и рыболовов России, Международной ассоциации айкидо кёку рэммэй, который ещё увлекается ювелирным искусством и шахматами, Иван Охлобыстин называет себя монархистом: «Я уверен, что на нашу азиатчину больше ничего не действует. Если нет личностного фактора, всё прекращает работать». О сотрудничестве церкви и политической сферы говорит: «Настолько, насколько это нужно этому общественному институту. Потому что только церковь может называться нормальной общественной организацией. Все остальное — это комедийная, опереточная подстройка под вертикаль власти. А церковь существует все-таки как сообщество. Она – единственная, кто более или менее нормально распределяет блага, то есть помогает пожилым людям, и очень много такого. Она собой компенсирует недостачу внимания государства к людям. У нас же, как всегда было 3% в худшем варианте, а в лучшем — 5% очень богатых, которые не знают, как сдачу потратить, и бесконечно много бедных людей. И вот очень богатые не уважают и не ценят людей. Это вынужденная ситуация. А бедные люди так же не уважают и не ценят тех, кто побогаче. А сейчас эта прослойка еще и взрывоопасна, потому что раньше это все-таки процентное соотношение от 2-х до 5-ти, в зависимости от исторической эпохи, а сейчас это полпроцента. Т.е. сейчас уже молодые люди понимают, что они не выскочат на волне перемен 1980—1990-х, они вынуждены будут пройти весь карьерный рост и все равно остаться на вторых ролях, потому что первые займут дети чиновников. А это плохо. Это несправедливо даже для такой страны, как Россия, где всегда было все несправедливо. Но бывает ли любовь справедливой? Не бывает. Даже в интиме есть элемент насилия. Знаете, у меня поговорка есть: никогда не забывай, детка, что я не ухажер, я насильник. Сопротивление приветствуется!».
На сегодняшний день уникальный коллекционер мини-ружей, гипервостребованный и мегапопулярный актёр, режиссёр, сценарист, драматург, журналист, ведущий, общественный и политический деятель успешно реализует себя в многогранном артистическом творчестве, оставаясь заботливым мужем актрисы Оксаны Арбузовой (официально женаты с 1995 года), которая посвятила себя семье, а также счастливым отцом шестерых детей (Василий, Савва, Анфиса, Евдокия, Варвара, Иоанна), не забывая иногда (в антрактах и перерывах между съёмками) заглядывать на собственную страницу в социальной сети «ФейсБук», оформленной, конечно же, на имя доктора Быкова.
Материал подготовлен специально для сайта: СЕМЬЯ — ЛЮБОВЬ МОЯ