Как вести себя на работе, чтобы тебя уважали? Этим вопросам задаются очень многие, но, в первую очередь, те, которые имеют непосредственный и постоянный контакт с одними и теми же людьми.
Проблема взаимоотношений среди сотрудников в некоторых коллективах стоит достаточно остро. Особенно тяжело приходится адаптироваться новым сотрудникам. Мы постараемся помочь таким людям советом. Хотя, если хорошенько подумать, особо Америку открывать не придется, так как работа – это всего лишь более высокая ступень в жизни, чем школа и институт. И окружающие люди при этом остаются такими же, только более добрее, хитрее или злее. Просто необходимо немного подкорректировать свои знания общения в социуме под новые условия. Если у вас был до этого опыт работы на другом предприятии, то спокойно проанализируйте его и постарайтесь не допускать ошибок на своем новом рабочем месте.
С самого начала оговоримся, что мы рассматриваем ситуацию, когда человек приходит на работу не руководителем, а простым сотрудником. К новому сотруднику сразу возникает повышенное внимание не только со стороны руководителя, но и со стороны сослуживцев. Все понимают, что новый человек должен окунуться в новую работу с двойной энергией. За это вам никто плохого слова не скажет, только руководители оценят. А вот если вы будете на каждом шагу по поводу и без повода блистать своей эрудицией, то на вас начнут коситься. Ошибка в данном случае состоит не в том, что вы показываете себя умным человеком, а в том, что это не нужно делать слишком настойчиво. Покажите свои знания и эрудицию в деле – попросите руководство дать вам более сложную задачу, внесите предложение, отличающееся своей новизной, найдите нестандартный выход из сложной ситуации.
Что касается сотрудников, то старайтесь помогать им советами или делами, но только в том случае, когда вас об этом попросили. Помните, что навязчивая помощь будет смотреться как минимум неуместно. Только не перестарайтесь с помощью, чтобы потом не выполнять всю задачу самому. Постарайтесь не пропустить тот момент, когда на вас попытаются скинуть проблему. Пресеките попытки очень вежливо, но непреклонно.
Со временем вашу качественную работу заметят руководители. Возможно, вас немного повысят, возможно просто добрым словом или денежной премией начнут выделять из остального коллектива. Вы почувствуете, что умные люди начнут вас уважать как профессионала, однако не стоит терять внимание. Вот как раз сейчас наступает момент, когда вместе с уважением к вам начинают питать чувство зависти, лести и тихой ненависти. Отнеситесь к этой ситуации спокойно и продолжайте делать свое дело.
Особая позиция – это чисто человеческие взаимоотношения. Часто случаются ситуации, когда ближнему необходимо подставить свое плечо в трудную минуту, оказать моральную или небольшую безвозмездную финансовую помощь. Никогда не отказывайте человеку в беде, только когда эта беда настоящая, а не мнимая. Помочь человеку в горе – это хорошо, а вот дать человеку деньги на опохмел и тем самым полностью вывести его из строя на ближайший рабочий день – просто глупость. Если вы по-настоящему заботитесь о человеке, то сделайте ему лучше горячий крепкий кофе и дайте съесть половину лимона.
Не старайтесь завоевывать уважение – оно придет к вам само, если ваше поведение правильное. Если же вас все-таки не уважают, то в чем здесь может быть проблема? В первую очередь это могут быть ваши деловые качества. Если вы плохо выполняете свою работу, то уважения в коллективе вам не видать. Дальше обратите внимание на свои взаимоотношения с остальными сотрудниками. Люди никогда не будут уважать подхалима, хама, сплетника или истерика. Вы должны отличаться адекватным поведением и трезвостью ума, только тогда к вам будут прислушиваться и ценить ваше мнение.
Как вести себя на работе, чтобы тебя уважали, если ты руководитель? Это немного другая ситуация, которая требует особого поведения. Начнем с того, что вы не должны выделять в коллективе любимчиков, не прислушиваться к сплетням и не терпеть возле себя подхалимов. Они, безусловно, могут дать вам определенную информацию, однако будет ли такая информация верной, непредвзятой?
Следующим этапом будут ваши указания и принимаемые решения. Какова бы не была ситуация, «казнить» или «миловать» вы не должны в порыве эмоций. Руководители, действия которых зависят от того, с какой ноги они встали, со временем вызывают только антипатию, так как такие решения редко отличаются адекватностью. Более того, наказания должны происходить открыто, чтобы они не были новостью для подчиненного.
Далее стоит сказать о том, что профессионализм – это залог уважительного отношения в любом коллективе. Подчиненный даже при получении выговора будет знать, что руководитель компетентен и действительно знает, что к чему.
Нередко бывает такая ситуация, когда вы все делаете правильно, трудитесь как вол, помогаете другим и т.д., а к вам относятся как-то не так. Тогда постарайтесь просто присмотреться, в каком коллективе вы работаете. Зачастую бывает так, что коллектив – это коммунальная квартира из знаменитого произведения «Золотой теленок», где равновесие поддерживается противостоянием отдельно взятых блоков. Так и в коллективе иногда люди дружат не друг с другом, а против кого-то. Лесть, зависть, подхалимство, сплетничество и предвзятость являются неотъемлемыми чертами данного коллектива. Этих людей не интересуют ваши профессиональные качества, а вашу помощь они воспринимают как должное. За человеческие отношения говорить вообще не приходиться, так как вы имеете дело с клубком целующихся змей. Уважение у них есть только к себе любимым.
Если вы действительно попали в такую ситуацию, то советуем вам отнестись к ней философски. У вас есть три варианта: спокойно поработать и перейти на вышестоящую должность, просто изменить место работы или заставить людей бояться себя. С первыми двумя пунктами все ясно, а вот бояться можно заставить разными способами: задавить морально, показать свою физическую силу, обзавестись солидными связями и т.д. Помните крылатую фразу: боится – значит уважает. Если люди не хотят жить по-хорошему, то иногда их необходимо заставлять жить по-плохому. Пусть лучше они тратят нервы, чем вы будете тратить свои.