Несмотря на то, что в современном цивилизованном мире царствует демократия, которая якобы предоставляет каждому человек счастливую возможность проявить свои незаурядные творческие способности, продемонстрировать уровень интеллекта, готовность к самоотверженному физическому труду и, соответственно, постепенному обогащению, а также заметное увеличение количества реализованных, состоявшихся и состоятельных личностей, собственный автомобиль до сих пор может позволить себе отнюдь не каждая активная и энергичная персона. Некоторые же материально обеспеченные жители планеты, которые совершают по долгу службы множество поездок, элементарно боятся ответственности на столь опасной дороге, где с каждым годом технического совершенствования и финансовой доступности авто количество аварий и жертв только увеличивается. Да и вообще, если только теоретически представить ситуацию в мире, что у каждого хотя бы совершеннолетнего жителя планеты есть машина, можно предугадать, во-первых, нереальную пагубную загазованность, а во-вторых, жуткие многочасовые пробки, которые уже наблюдаются в мегаполисах, что существенно тормозит производство и бездарно и бесполезно отнимает время столь быстротечной жизни.
Так что востребованность общественного транспорта и сегодня весьма велика, а его значение в целом в привычном укладе жизни трудоспособного жителя планеты трудно переоценить. Особенно если учесть тот факт, что многие люди начинают трудовой день именно с проезда на ответственную работу или учёбу именно с общественного транспорта, от атмосферы в котором непосредственно зависит настроение человека до вечера. Чтобы гарантировать и себе, и случайному окружению в общественном транспорте позитивный настрой и вдохновение на предстоящий насыщенный и плодотворный рабочий день, а также исключить стрессовые ситуации, выброс негативных эмоций на ни в чём неповинных людей, необходимо точно знать и чётко соблюдать простые правила поведения.
1.Первыми в любой вид общественного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси, метро) на каждой остановке заходят женщины, дети и люди преклонного возраста; посадка заканчивается входом представителей сильной половины человечества.
2.Мужчины занимают сидячие места лишь в том случае, когда они свободны после рассаживания милых дам, прелестных детей и трогательных пожилых людей, и то – лишь с общественного разрешения.
3.Если на следующих остановках вошла представительница прекрасного пола, ребёнок дошкольного и школьного возраста или старик (особенно человек с ограниченными физическими возможностями – инвалид), мужчина любого возраста и статуса (за исключением явной инвалидности) обязан уступить место; однозначно, вне зависимости от обстоятельств, должна ехать сидя беременная женщина и мама с грудным малышом; кроме того, по правилам этикета, можно предложить своё место государственному служащему высокого ранга и уважаемого возраста (милиционер, спасатель, депутат, ветеран войны и т.д.).
4.Уступая место, необходимо вежливо обратиться к тому человеку, который заслуживает подобной чести, дабы не создавать неудобной ситуации, когда без всяких указаний человек встаёт, а его место ловко и прытко занимает иная персона.
5.Человек, которому снисходительно уступили место в общественном транспорте не должен отказываться от подобного рода привилегии и непременно обязан поблагодарить воспитанного и внимательного пассажира.
6.При входе в общественный транспорт необходимо немедленно освобождать плечи от объёмных спортивных сумок, дорожных и учебных рюкзаков, дабы не занимать лишнее место, не преграждать проход в салон (в случае стоячего положения) и не создавать дискомфорт для окружающих пассажиров в виде угрозы вымазать их одежду и пр.; желательно по возможности с грузом занять сидячее место, равно как и в случае необходимости проезда с ребёнком или животным.
7. Багаж, ребёнок или животное (если это собака бойцовских, обязательно следует надеть намордник и перевозить, но, естественно, не в час пик на поводке, причём. В сидячем или лежачем положении у ног хозяина) должны постоянно находиться рядом со своим хозяином, который обязан позаботиться об удобстве иных пассажиров – в первую очередь, обеспечить спокойствие и безопасность.
8.Если пассажиру удалось занять лишь стоячее место, следует в целях собственной безопасности и комфортного проезда крепко держаться за поручни; в случае беспокойства соседних пассажиров (например, человек случайно наступил на ногу) нужно немедленно принести извинения в вежливой форме.
9.Если поездка в общественном транспорте подарила случай встретить знакомого человека, друга, коллегу, родственника, важно почтить его вниманием (поздороваться на заниженных тонах), попытаться аккуратно подойти к нему, не потревожив пассажиров и тихо начать разговор: о сокровенных семейных проблемах, хлопотах, размолвках, конфликтах на работе и т.д. не обязательно слышать всему салону.
10.Невежливым жестом считается наглое подслушивание разговора пассажира-соседа по телефону или подсматривание в предмет его чтения (многие пассажиры мегаполиса, особенно в метро, обожают занимать себя и с пользой проводить значительное время, потраченное на транспорт, за книгой, газетой, журналом, лекционным материалом и т.д.); вообще, к слову, не стоит нарушать так называемую личную зону человека в диаметре 25-50 см.
11.Нельзя нарушать общественный покой транспортировкой включённого магнитофона, радлиоприёмника, тем более что современный общественный транспорт городского, междугороднего и международного предназначения оснащён подобной развлекательной техникой.
12.Не стоит в общественном транспорте организовывать аппетитную и соблазняющую ароматом и внешним видом трапезу: во-первых, не вежливо кушать одному, когда окружающие голодные, а во-вторых, можно испачкать и себя, и ближайших пассажиров или даже вызвать рвотный рефлекс, аллергическую реакцию у соседа по проезду.
13.Несмотря на внушительную продолжительность поездки в общественном транспорте и сверхзанятость современной всесторонне реализованной бизнес-леди, не стоит даже из соображений эстетики (и этики, кстати, тоже!) делать мккияж, причёску, маникюр (и, конечно же, переодеваться) в автобусе, троллейбусе, трамвае, метро (исключением, пожалуй, является поезд дальнего сообщения), движения чего весьма резки и небезопасны (особенно если учесть, что технологии создания красоты используют травматичные колющие-режущие предметы, аллергические химикаты в средствах декоративной косметики и т.д.).
14.К выходу следует готовиться заранее, чтобы беспрепятственно покинуть салон общественного транспорта, особенно если оплата проезда или предъявление проездных льготных документов осуществляется не при входе; юноша вовсе не обязан оплачивать проездной билет своей спутницы
15.Первыми, как правило, покидают общественный транспорт молодые мужчины (представители сильного пола преклонного возраста выходят позже), чтобы предварительно освободить своих дам от тяжёлых сумок и при выходе подать руку, чтобы леди не оступилась на каблуках и скользкой поверхности.
Вот так просто, понятно и вполне доступно выглядят основные правила поведения во время поездки в общественном транспорте, где, кстати, можно и себя показать, естественно, в лучшем свете, и на других посмотреть, от души повеселиться, просветиться, вдохновиться креативными идеями и даже зарядиться позитивной энергией для воплощения всех тщательно продуманных в период маршрута планов в предстоящий насыщенный день.